Телефон

8 (39550) 6-10-91

Для включения обычной версии сайта нажмите на значок:

Версия для слабовидящих

Детский сад "Подснежник"
8 (39550) 6-10-91, podsneznik-9@yandex.ru
г. Шелехов, квартал 8, дом 14

Памятка Профилактика нарушений прав ребёнка в семье

Дата публикации: 27 ноября 2018

Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений А.С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.

·         Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: «хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребёнка, принятие его как самостоятельной личности, тёплое эмоциональное отношение.

·         Отстранённая любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребёнка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в его проблемах.

·         Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «хотя мой ребёнок недостаточно умён и развит, но всё равно я его люблю». Для такого стиля характерно признание действительных  (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребёнка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребёнку.

·         Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении).

Воспитание по принципу: «нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребёнка его наследственностью, условиями рождения и т.п. Они как бы признают за ребёнком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

·         Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула:  «ребёнок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребёнок нуждается в помощи и поддержке.

·         Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребёнок так неразвит, не умён, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребёнке ничего положительного, игнорирует любое его достижение, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам -  для  «исправления».

·         Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «мой ребёнок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестоким контролем «переломить» ребёнка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убеждённостью, что их ребёнок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

·         Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребёнка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: «огородите нас от этого чудовища».