Телефон

8 (39550) 6-10-91

Для включения обычной версии сайта нажмите на значок:

Версия для слабовидящих

Детский сад "Подснежник"
8 (39550) 6-10-91, podsneznik-9@yandex.ru
г. Шелехов, квартал 8, дом 14

Семинар-практикум «Мелкая моторика как условие физического развития ребенка в ДОУ»

Дата публикации: 26 ноября 2018

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Шелеховского района

«Детский сад комбинированного вида № 9 «Подснежник»

 

Семинар-практикум

«Мелкая моторика как условие физического

развития ребенка в ДОУ»

 

Подготовила

инструктор по физической культуре Клюева С.В.

                                           1 квалификационная категория


Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, причем и на занятиях физкультурой в детском саду. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями, а крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
       Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через игровую форму физических упражнений.

В работе с детьми с необходимо уделять  большое внимание физическим упражнениям, способствующим развитию руки ребёнка. В упражнениях и играх  применятся  разнообразный спортивный инвентарь:

- мячи разного диаметра;

- обручи;

-кегли;

- ленты;

- флажки

- массажными мячами, валиками и т. д.

Физические упражнения, направленные на развитие руки ребёнка проводятся:

- во время утренней гимнастики;

-на физкультминутках;

-на занятиях физкультурой;

- во время подвижных игр на прогулках, и т.д.

Такие занятия позволяют  развивать координацию движений всех звеньев рук и тренировать мелкие мышцы рук. Преимущество этих упражнений по сравнению с другими видами детской деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией и т. п.) заключается в одновременной тренировке обеих рук. Даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость, т. к. все упражнения носят большей частью игровой характер.

Развитию силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым экспандером. Количество повторений должно быть посильным и не вызывать сильного утомления мышц.

Также полезно  проводить с детьми ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук, например: сжимать руку в кулак и разжимать, показывать пальцы по одному, постукивать двумя пальцами попеременно по гладкой поверхности. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.

Все задания  на занятиях по физической культуре лучше начинать с упражнений, которые будут получаться у ребёнка, и доставлять ему удовольствие. Упражнения выполнять регулярно, в игровой форме.                Инструкция по выполнению упражнений должна быть простой, короткой и точной. Её повторение, а также проговаривания действий в процессе выполнения облегчают работу детей.

Пальчиковые игры развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться регулярно, только тогда, будет,  достигнут наибольший эффект. Задания должны приносить радость, не допускать скуки и утомления.

 

Заключение

Благодаря занятиям по физической культуре, где много упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей наблюдается  положительная динамика, что свидетельствует о положительном влиянии тренировки мелкой моторики на общее физическое развитие детей.

 

Приложение 1

 

Игры для развития мелкой моторики

 

Дети приходят на занятие и не могут успокоиться нужно их внимание переключить, а как? Поиграть пальчиками: сделать пальчиками поочередно кружок, начиная с указательного, поздороваться пальчиками, сделать массаж пальчикам (потянуть пальчик за основание, затем за  середину, за ногтевую пластинку – сбоку двумя пальчиками другой руки) и внимание детей сосредоточилось, дети увлеклись, услышали вас.

Спортивные эстафеты с предметами: «С льдинки на льдинку»,  «Передай мяч», ведение мяча, покати обруч,

 

 

Пальчиковая гимнастика «Оркестр» только с помощью пальчиков изобразить различные  инструменты оркестра: шумовые, клавишные, ударные.

Самомассаж пальцев рук:

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним крепко

И вытягивать начну.

Пальчик с пальчиком сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики!

 

Игра малой подвижности «Скажи и покажи»

Дети стоят перед взрослым, произносят слова «Вот так!» и показывают движения в соответствии с текстом, который произносит взрослый. Роль взрослого может взять на себя и ребенок.

Как живешь? Вот так!                                Показывают большой палец.

Как плывешь? Вот так!                               Имитируют плавание.

Как идешь? Вот так!                                   Ходьба на месте.

Вдаль глядишь? Вот так!                           Приставляют ладонь ко лбу.                                               

Машешь вслед? Вот так!                            Машут кистью руки.

Как шалишь? Вот так!                                Ударяют кулачками по надутым щечкам.

 

 

Упражнение-игра с платком:

  1. «Фокусник». Держим платок в руке и медленно начинаем собирать его в кулак, работая только пальцами, пока он полностью не исчезнет в кулаке. Затем можно повертеть кулачком, показав при этом, что платка нет. Дунуть, подбросив платок и поймать этой же рукой. Вариант: прятать платок в кулак, поочередно толкая его пальцами другой руки в зажатый кулак.
  2. «Постираем платок». Имитируем движения стирки платка, в наклоне имитируем движение полоскания, держим платок большим и указательным пальцами, имитируя прищепку. Затем поочередно, чуть подбрасывая платок, меняем пальчики, перехватывая его.

Упражнения с обручем:

  1. «Руль». Повороты направо, налево, выполняем, не поворачивая туловища.
  2. «Домик». Обруч поднимаем над головой, опуская медленно на плечи.
  3. «Юла». Вращения вертикально поставленного обруча пальцами руки.
  4. «Зеркало». Обруч держим перед собой, «доброе зеркало» –  руки выпрямляем, «злое зеркало» – переворачиваем обруч, руки сгибаем.

 

 

Упражнение с прищепками:

  1. «Лесные жители». На заранее вырезанные трафареты животных закрепляем прищепки и изображаем образ животных: заяц, еж, медведь, лиса и т.д.
  2. «Мамины помощники». Развешивание на прищепки платков или других предметов одежды.
  3. «Прятки». Закрытыми глазами найти прищепки, закрепленные заранее на одежде.
  4. «Сказочка» Совместно с детьми разыгрывается сюжет знакомых сказок, при этом роль персонажей обыгрываются прищепками, голосом, имитацией в движении.

 

Упражнения с нестандартным оборудованием, канатом, на шведской стенке, турнике:

 

  1. «Минибаскетбол». Упражнения на развитие координации, глазомера, крупной моторики рук. Выполнение упражнений поэтапное, от простого к сложному.

- вращение, раскачивания в разных направлениях.

- ловля мячика рукой, в сетку.

 

  1. «Волшебная палочка». На небольшую палку прикрепляется веревка длиной от 1 до <st1:metricconverter productid="3 метров" w:st="on">3 метров</st1:metricconverter>, на конце можно закрепить мяч или машинку. В игре – эстафете ребенок накручивает на палку веревку, работая одновременно двумя кистями рук.

 

  1. «Перетяжки». Перетягивание каната, можно использовать палку – эти упражнения развивают силу мышц рук.

 

  1. «Ловкие обезьянки». Лазание на шведской стенке, висы на перекладине – это самые лучшие упражнения на развитие крупной и мелкой моторики рук, профилактика плоскостопия.

 

  1. Упражнения с пособием «Облачко»

            «Карусель»

Дети вместе с воспитателем расстилают и натягивают «облачко» по всей окружности. Каждый ребенок берётся за цветной сектор одной рукой. Дети вместе с воспитателем двигаются по кругу и произносят слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два-

Повернулась детвора.

Игра повторяется со сменой направления  4-6 раз.

 

«Солнышко и облачко»

Дети держат натянутое полотно за петельки двумя руками. На «облачко» бросается мяч большего размера по отношению к отверстию на середине пособие. Дети, совместными действиями натягивая или ослабевая материал, стараются закатить мяч в середину. После того как мяч закатили, ребята по команде подбрасывают мяч вверх  так, чтобы мяч не упал на пол. Игра повторяется 5-6 раз.

Игра «Салют»

     «Облачко лежит на полу, дети набирают мячики из бассейна двух цветов (желтые –  мальчики, красные – девочки) берутся двумя руками за облачко и медленно поднимают и опускают его на счет «раз, два, три». После слова «три!» бросают мячики вверх, опускают «облачко» на пол и разбегаются собирать мячи. Мячики собираются,  и игра повторяется снова.

Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
• “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
• “Зайчик” – и. п. : рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
• “Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
Примерные упражнений с применением массажера “Су-Джок” :
Прямолинейные движения колючего шарика:
– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.
Спиралевидные движения:
– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– Подушечек одной руки;
– Подушечек другой руки.